20130615В семь лет ребенок идет в школу, а значит, должен свободно чувствовать себя в коллективе. К сожалению, в этот момент он утрачивает значительную долю спонтанности и естественности - активная социальная жизнь накладывает свои ограничения. Одним из негласных ограничений становится "запрет хвастовства" - о том, что хвастать плохо, знают даже четырехлетние малыши. Однако вместе с водой мы выплескиваем и ребенка; даже став взрослыми, мы стесняемся заслуженной похвалы и не умеем принимать комплименты. Как научить ребенка не похвальбе, но гордости за себя рассказывает консультант психолог Анна БЕРДНИКОВА.

Какие ассоциации вызывают у вас слова «ребенок», «дети»? Это радостные, шумные, веселые, спонтанные и естественные создания. Принято считать, что кризис семи лет связан для ребенка с утратой естественности. В этом возрасте ребенок, попадая в школу, оказывается вынужден принимать большое количество социальных норм, условий и обязательств, учится примерять различные социальные и психологические маски, сознательно пользоваться ими. Именно в этот момент авторитет родителей в глазах ребенка впервые может показаться небесспорным.

Процесс глубокого принятия социальных норм и конвенций, а также утраты спонтанности начинается примерно в возрасте семи лет. Следовательно, более младшие дети, малыши четырех-пяти лет должны обладать качеством спонтанности в полной мере.

”В позитивной психотерапии существует упражнение, которое называется «праздник хвастовства», его суть заключается в том, что человеку предлагается в течение двух-трех минут говорить о себе что-нибудь хорошее. Каждый, кто пробовал свои силы в этом упражнении, знает, как это трудно, какими долгими иногда могут быть эти две минуты.

Сложно говорить о себе хорошо, потому что в нашей традиции это не принято, потому что «хвастать» плохо, важно дождаться, пока что-то хорошее заметят в тебе другие и скажут об этом вслух. Принимать участие в «празднике хвастовства» нелегко и обременительно взрослому человеку, отягощенному знанием различных социальных норм и народной мудростью: Не хвали сам себя, есть много лучше тебя. Чужого не хай, своего не хвали. Кто хвалился, тот с горы свалился. Занятия «Праздник хвастовства», проведенные в средних группах детского сада (дети четырех-пяти лет), со всей ясностью указывают на то, что запрет на самопохвалу уже присутствует в сознании детей.

На занятие к детям приходит Зайка, который рассказывает о том, что в лесу недавно прошел праздник, где звери гордились и хвастались своими успехами. Медведь хвастался ловкостью, как он на дерево за медом может залезть. Соловей песни свои новые пел. Зайка хвастал, как быстро бегал… Веселый праздник хвастовства получился! Давайте мы здесь тоже маленький праздник устроим! Дети, только что внимательно слушавшие Зайку, насторожились и отстранились со словами: «Хвастать нехорошо!»

- Хорошо, ребята, давайте назовем наш праздник по-другому – праздник гордости! Как вы думаете, чем гордость от хвастовства отличается?

Дети надолго и всерьез задумались над этим сложным вопросом.

- Как вы думаете, если мальчику Сереже родители подарили замечательную гоночную машину. Сережа пришел в группу и стал говорить: «Посмотрите, какая у меня супермашина, у вас-то ни у кого такой нет». Как себя чувствуют другие ребята?

- Плохо…Им обидно.

- Интересно, Сережа в этом случае гордится или хвастается машинкой?

- Хвастает.

- Как вы это определили?

- Потому что это не он сам купил, а родители… Ребятишек обидел…

- А если Сережа рассказал о том, как он научился на шпагат садиться и показал, как он это делает? Сережа хвастает или гордится?

- Хва…нет, гордится. Потому что это он сам.

- Тогда устроим праздник гордости вместо праздника хвастовства? Погордимся тем, что мы умеем!

Девочки с готовностью поддерживают это предложение, рассказывая большое стихотворение, выученное ко дню рождения мамы, и показывая, как красиво должны стоять настоящие балерины. Аплодисменты. Вот очередь доходит до Степы – очень серьезного мальчишки, старшего ребенка в большой семье. Он сидит в очень напряженной позе, завязав узлом ноги, смотрит в пол и говорит:

- А я все равно считаю, что это хвастовство, а не гордость. Хвастаться плохо! Я с вами играть в это не буду!

- Хорошо, Степа, если ты так считаешь, не играй. Только… Ты так необычно сложил ноги, у меня так вряд ли получится.

Безуспешно вместе с детьми пытаемся повторить позу Степы. Напряженность постепенно уходит из Степиной позы, на лице появляется хитрая полуулыбка.

- Интересно, если ноги поменять местами, у кого-нибудь из нас получится?

Еще одна безрезультатная попытка группы. Наконец Степа окончательно оттаивает:

- Смотрите! – и принимает зеркальную позу.

- Здорово! – группа дружно хлопает в ладоши.

- А я еще вот как могу! – продолжает Степа и встает на мостик.

После этого праздник хвастовства становится настоящим праздником. Поток детских: А я еще вот так могу, посмотрите!, кажется, не иссякнет никогда.

Со времени этого занятия прошло уже много месяцев, однако до сих пор когда я появляюсь в группе, за приветствием следуют фразы: Посмотрите, чему я научился! Посмотрите, как я умею! Посмотрите, что делает Митя!

Что самого важного произошло на этом занятии, длившемся немногим более получаса?

”Дети получили сначала внешнее, а затем и внутреннее разрешение отмечать и замечать свои достижения, быть спонтанными и естественными в проявлении своих чувств, гордиться своими талантами, а также, что удивительно, стали внимательнее друг к другу, к успехам других. Успешному человеку легче и приятнее принимать успех того, кто рядом, чем неудачнику.

Часто, применяя в процессе воспитания принцип «красного карандаша», строго указывая ребенку на его промахи и минимально отмечая достижения (чтобы не избаловать), мы считаем, что действуем на пользу ребенку. К сожалению, это не всегда так.

Само понятие «принцип красного карандаша» пришло из школьной практики проверки тетрадей. Когда учитель проверяет сочинение, он красным карандашом правит орфографию и пунктуацию, стилистические и речевые ошибки. Но школьное сочинение состоит не только из ошибок и погрешностей, В нем, как правило, присутствуют интересные мысли, удачные номинации и необычные метафоры. Почему учитель не кладет рядом с собой, например, зеленый карандаш, чтобы отмечать то, что получилось хорошо? Потому что в школьной практике это не принято. Как не принято хвалить вообще.

”Проведите статистический эксперимент: подсчитайте, сколько раз в день обращаетесь к ребенку с порицающими его поведение высказываниями, а сколько раз – с одобряющими? Полученные результаты определяются вовсе не тем, что ребенок плох или тем, что вы его недостаточно любите, а всего лишь воспитательными традициями, не всегда оправданными.

Насколько спонтанным, естественным и гармоничным вырастет ребенок, насколько позитивным будет его Я-образ, зависит, в том числе и от того, как часто мы разрешаем себе брать в руки «зеленый карандаш»…

Анна Бердникова, психолог

sibmama.ru