В последнее время в наши детские сады стала широко внедряться лечебная физкультура. И для этого существует немало причин: неуклонный рост числа ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сокращение двигательной активности дошкольников из-за приоритета «интеллектуальных занятий» и как следствие – снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, не способных удерживать осанку в нужном положении.
Предлагаем вашему вниманию занятие по профилактике нарушения осанки и укреплению мышечного аппарата.
Вводная часть
•Ребята садятся на скамейку рядом друг с другом. Обратить внимание на то, чтобы их спинки были ровными.
•Дети поднимаются. Проверить, правильно ли они стоят (носки должны быть у всех на одной линии, как по ниточке).
•Ходьба: ребята двигаются тихо, как мышки.
•Дошкольники идут в ногу под счет (как военные), стараясь не отставать.
•Ходьба с остановками (по команде «стой» дети должны останавливаться).
•Ребята ложатся на ковер (на живот). Руки согнуты в локтях, кисти под подбородком, ноги прямые и лежат вместе, дыхание равномерное.
Основная часть (30–35 мин.)
Упражнения
1. И.п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях, кисти под подбородком. 1 – поднять голову, посмотреть друг на друга, 2 – вернуться в исходное положение. Выполняется медленно. Дышать равномерно (3–4 раза).
2. И.п.: то же. 1 – вытянуть обе руки вперед (не поднимая их с ковра) и потянуться, пытаясь достать руками друг друга. 2 – и.п. Медленно (3–4 раза).
3. И.п.: то же, руки на спине, пальцы сцеплены. 1 – потянуться руками назад, поднимая плечи и голову. 2 – и.п. Медленно (4–5 раз). Затем перекатиться «бревнышком» на спину.
4. И.п.: лежа на спине. 1 – поднять правую руку и левую ногу, доставая пальцами рук носок ноги («поймать носочек»). 2 – и.п. Дышать равномерно (3–4 раза). То же самое другой ногой и рукой.
5. И.п.: то же, руки положить на живот. 1 – потянуться, приподнять голову, плечи и достать руками колени «посмотреть на свои ноги»). 2 – и.п. (3–4 раза).
6. И.п.: то же. Лежать тихо и слушать свое дыхание («послушайте, как вы дышите»).
7. И.п.: сидя на скамейках в правильном положении. Делать движения руками: в стороны, вверх, назад (сводя лопатки).
8. И.п.: то же, но руки к плечам. Рывки плечами и локтями назад. Дышать равномерно.
Игра
Броски и ловля маленьких мячей: вверх, в стену («чтобы мячик слушался и прилетал в руки»).
Релаксация
Всем лечь на ковер на спину; закрыть глаза и постараться, чтобы руки и ноги спали. Дышать равномерно.
Заключительная часть (3–5 мин.)
Ходьба с правильной осанкой. По команде педагога дети останавливаются и спокойно дышат носом, продолжая держать спину прямо.
ЛЮДМИЛА МИЛАЕВА,
ИНСТРУКТОР ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
МБДОУ № 103,
МОСКВА
Журнал "Здоровье детей " 2012.06